Добавлено: 28 Фев 2005 [02:28] Заголовок сообщения: Лифт в Космос.
Лифт в Космос.
"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — Международная космическая". Двери лифта действительно закрываются, и подъёмник везёт людей в космос. Сколько можно уже летать на всяких там "Союзах" и шаттлах? Лифт на небо надо строить и все дела!!!
Концепция устройства Space Elevator, как пишет ВВС, проста: один конец кабеля прикручиваем к платформе в океане, а второй — к спутнику, болтающемуся в космосе на высоте 35 тысяч км. Вот на этом кабеле-тросе-трубе и будут подниматься грузы, да туристы.
Несмотря на отсутствие под рукой нужных технологий, затраты на строительство первого лифта уже подсчитали — $10 миллиардов (Бил Гейтсу уже под силу).
Хотя не совсем так они уже не один год в стадии разработки и при должном финансировании могут реализованы уже в ближайшие годы.
Коммерческая выгода:
То что первый построивший такой подъёмник будет иметь огромное преимущество перед конкурентами: "Вначале построите первый лифт, через 15 лет подъёмников у вас будет уже 10, снизите цены и так далее. В конце концов, кто бы ни построил первый лифт — он будет монополистом в этом деле в последующие сто лет".
В принципе идея космического лифта стара но тем неимения.
Первым кто задумал идею космического лифта была ленинградского инженера Юрий Арцутанова в статье "В космос — на электровозе" ("Комсомольская правда" от 31 июля 1960 года).
А также Эдвардс, и Артур Кларк называют автором концепции космического лифта, но в онлайне этой статьи нет — придётся в библиотеку идти.
Так или иначе, нам есть, чем гордиться — космический лифт придумал наш человек. Это потом уже пошло-поехало: Isaacs — 1966, Jerome Pearson — 1975, Clarke — 1979 и так далее.
Так что время шло, технологии менялись, возможностей становилось больше, так что по этому поводу говорят всё более и более о реальности реализации проектов космического лифта.
А также наметившиеся в последние годы тенденции в освоение технологии выращивания углеродных нанотрубок.
"Технологии нынче догоняет научную фантастику, поэтому проект следует принимать всерьёз, — поясняет представитель High Lift Systems - www.highLiftsystems.com Брэд Эдвардс (Brad Edwards).
Материал, необходимый для создания кабеля — это соединения из углеродных нанотрубок (carbon nanotube composite) — взять такое пока негде, но есть надежда, что лет через пять такое соединение появится (производство в промышленных масштабах).
Но вернемся с самой концепции построения космического лифта:
Каким он должен быть?
Из чего состоять?
К примеру, что "Кабель длиной 100 тысяч км является единственным недоступным компонентом, то есть главным препятствием в строительстве космического подъёмника".
Вообще-то, и про вес, и про стоимость, и другие технические нюансы — всё расписано — добро пожаловать, кому интересно. Есть ещё глобальный документ в PDF, в котором, если и не всё, то очень даже почти.
Тем же, кто суховатому и скупому на шутки технично-официозному изложению предпочитает адаптированные статьи в американской прессе, порекомендуем статью в Seattle Times, а также двухстраничную сагу на www.space.com.
Там вы, например, прочтёте, что сейчас затраты на запуск в космос килограмма чего-либо обходится в $10-80 тысяч, а с лифтом будет $500/кг. При этом "космический подъёмник сможет перевозить 13-тонные грузы каждые 3 дня в течение 13,5 лет".
Простая подъёмная система — лифт, приводимый в движение дешёвым электричеством — заменит шумную и дорогостоящую ракету, которая отныне будет применяться лишь для дальних космических полётов. Перед вами один из возможных проектов..."
Американское аэрокосмическое агентство готово вложить несколько миллионов долларов в проект создания лифта в космос. Об этом было заявлено на международной конференции в Санта Фэ, на которой более 70 учёных и инженеров обсуждали возможность строительства космического подъёмника.
Бывший учёный лаборатории NASA в Лос-Аламосе, а ныне глава компании HighLift Systems, доктор Брэд Эдвардс (Bradley Edwards) заявил, что необходимые технологии уже есть, а разработка проекта была завершена в 2004 году. По его подсчётам, постройка лифта обойдётся в $7 миллиардов, а для начала хватит и пяти.
Как и предлагалось ранее, лифт будет состоять из надводной платформы, расположенной в Тихом океане, и орбитального аппарата на высоте 100 тысяч км. Эти два объекта должны быть соединены кабелем из углеродных нанотрубок. Самую же большую опасность для лифта по-прежнему представляет космический мусор.
Организатором этого международного конкурса выступил базирующийся в Калифорнии фонд — Spaceward Foundation www.spaceward.org а проект получил название Elevator:2010.
Сайт: www.Elevator2010.org
Это, по идее, означает появление неоспоримой концепции космического лифта к 2010 году.
Проект Elevator:2010 с энергией, финансированием и новыми инициативами присоединяется к постоянно растущему количеству организаций, компаний, сайтов и энтузиастов, сосредоточившихся на техническом, политическом и экономическом развитии космического лифта.
Базовая концепция уже озвучена. Есть наземная станция и станция космическая. Они соединены сверхпрочными лентами (superstrong ribbons) длиной 100 тысяч километров. По лентам, как по рельсам, ездят платформы, получившие название "альпинисты" (climbers).
Главной же проблемой, по мнению организаторов, являются ленты. Точнее, материал, из которого их можно сделать. Он должен быть прочнее всех существующих сегодня "аналогов". Более-менее требованиям отвечают углеродные нанотрубки, они пока фавориты.
В этом году пройдет конкурс "Космическо-лифтовых игр" (Annual Space Elevator Games).
По масштабам соревнования организаторы рассчитывают превзойти, ни много, ни мало, гонку частных космопланов Ansari X Prize. А также впервые "Вызов" для "лифтёров" пройдёт в мае-июне 2005 года в Сан-Франциско.
"Уже получены отклики от нескольких университетов, так что мы знаем, что поставленная задача выполнима, — заявил один из авторов проекта Бен Шелеф (Ben Shelef). — Это то же самое, что автомобили на солнечной энергии, только на стероидах".
Многие детали в данный момент уточняются. Но уже заявлены три вида соревнований: среди строителей "альпинистов", создателей лент и разработчиков систем энергообеспечения.
При помощи подъёмного крана будет установлен 60-метровый отрезок вертикальной ленты, по которому и должны будут гонять "альпинисты". Разработчик лучшего из них получит $50 тысяч (второе место $20 тысяч, третье $10 тысяч).
Приз за самую прочную ленту — $10 тысяч, столько же полагается создателю световой энергоустановки.
В последующие годы проведения Игр опытные образцы должны быть на 25-50% эффективнее своих прошлогодних предшественников.
С деньгами у Elevator:2010 не густо. Особенно по сравнению с $10-миллионным Ansari X Prize www.xprize.com но поиск инвесторов продолжается. Одного спонсора уже нашли – это компания Gizmonics www.gizmonicsinc.com из Силиконовой Долины.
Так что не исключено, что размер призового фонда удастся, в конечном счёте, существенно увеличить.
"Мечта о космическом лифте — одна из самых грандиозных. Появление такого лифта будет означать не только дальнейшее исследование космоса и получение новых знаний, оно имеет потенциал для формирования экзистенциального будущего человеческой расы на многие столетия вперёд. Впервые эта мечта может осуществиться.
Мне представляется, что использование космических лифтов скоро будет обычным явлением, прежде всего для астероидов и даже для Луны.
Для космического лифта с Земли дело обстоит сложнее. Тут нужно избавится покорителям бесконечности от стериотипа "каната" и переключить свое внимание на подводящюю энергию к лифту от лазерного луча.
А в качестве подьемной силы использовать ту колоссальную разницу потенциалов, которая существует между потенциалом Земли и азоновым слоем (в среднем 200 вольт на 1 метр высоты).
Поднявшись до азонового слоя по лазерному лучу, дальше сменив на своем зонте потенциал отрицательный (притягивающийся азоновым слоем) на положительный (отталкивающийся от азонового слоя), - лифт продолжит движение вверх до того момента пока не встретит канат на своем пути, чтобы уже по нему продолжить свой путь до спутника или до уроня орбиты нынешней МКС для пересадки в нее, когда она будет пролетать мимо (посредством специальной капсулы).
Здесь весь вопрос в том, какой площади и массы должен быть зонт с какой емкостью отрицательного заряда, чтобы оттолкнутся от отрицательного заряда Земли и начать подниматься вверх?
Надеюсь, что особой проблемы в том, как с помощью лазера получать зонту любой по емкости заряд, - особой проблемы не составит.
Такая станция будет находиться под полным влиянием поля тяготения Земли, причем относительно центральной части обращенной к нам стороны Луны. Иное дело - на обратной стороне от центра. Другое дело над точками полюсов всех 4-х направлений.
Всюду есть влияние Земли.
Так что - считать надо
В этом случае, мне кажется, нам надо говорить не о луностационарной орбите, а об использовании точек Лагранжа. Примерно в 30 тыс. от поверхности Луны, на прямой соединяющей Луну и Землю есть точка, где силы притяжения Луны и Земли одинаковы - это и будет стабильная точка, например для лунной орбитальной станции. Но это не есть луностационарная орбита. Мне кажется, что из-за влияния Земли и Солнца, такую орбиту практически невозможно будет вычислить.
В этом случае, мне кажется, нам надо говорить не о луностационарной орбите, а об использовании точек Лагранжа. Примерно в 30 тыс. от поверхности Луны, на прямой соединяющей.
Ну и нет там смысла размещать лифт. Так как окололунный конец лифта буде описывать весьма замысловатую кривую на лунной поверхности.
Добавлено: 04 Мар 2005 [20:57] Заголовок сообщения: Продолжение.
И вот еще в принципе о самой возможности расположение лифта в космосе, 2 возможных варианта.
1. Расположен на земле - на геостационарной орбите на высоте ~35800км, зависание на орбите зависит от высоты орбиты: чем выше расположен космический лифт, тем меньше ему нужно сопротивляться земному тяготению, также под воздействием постоянного осевого вращения Земли космический лифт находится практически постоянно над одним местом. Такое расположение оптимально для постоянного удержания лифта на орбите. (Хотя такое расположение больше пригодно для спутников чем для космического лифта). А также такое расположении при равноудаленном друг от друга размещении позволяет “видеть” всю землю то есть любое место на земле.
2. Расположение на луне - на лунностационарной орбите достаточно будет и высоте ~6000км т.к сила тяготения меньше в 6 раз. А совместная сила тяготения Земли и Луны, а тем боле что луна обращена всегда одной стороной к земле позволяет устойчиво расположить космический лифт не взирая даже обороты луны вокруг земли.
Добавлено: 10 Мар 2005 [21:57] Заголовок сообщения: Привет старым космо-волкам :)
Идея лифта витает-витает , но без соединения в ткань углеродных трубок , вряд ли чего выйдет . Трубки есть , способы соединения разрабатываются , значит лифт будет лет через пятнадцать-двадцать.
Добавлено: 12 Мар 2005 [00:38] Заголовок сообщения:
Писал(а): Непризнанный Гений
А период вращения Луны в 27.3 больше.
Следовательно, высота Луностационарной орбиты будет равна примерно
Rl = (Rz*27.3**2) / 6 = 35800*124.215 = 4446897.0 км, что делает лифт на такой орбите невозможным.
STALKER Пишет:
И откуда берете такие цифры причем здесь период вращения луны?
Как вы думаете влияет период вращения Земли во круг Солнца на спутники?
Да никак!
Добавлено: 12 Мар 2005 [10:01] Заголовок сообщения:
Цитата:
И откуда берете такие цифры причем здесь период вращения луны?
Как вы думаете влияет период вращения Земли во круг Солнца на спутники?
Да никак!
Период вращения Луны вокруг Земли равен периоду осевого вращения Луны. Цифры откуда беру - не помню. Но специально для Вашего вопроса нашёл ссылку с цифрами: http://hea.iki.rssi.ru/~nick/astro/const.htm (url:http://hea.iki.rssi.ru/~nick/astro/const.htm) Цифры на этой ссылке более-менее совпадают с теми, которые я знаю.Если у Вас есть какие-либо другие цифры - сообщите мне их, пожалуйста.
Стационарной орбитой называется такая орбита, скорость спутника на которой равна скорости осевого вращения планеты. Соответственно, чем медленнее вращается планета вокруг своей оси, там выше будет планетостационарная орбита. В пределе, если планета не вращается, стационарная орбита будет размещатся на бесконечности (нетрудно видеть). Думаю, из определения стационарной орбиты видно, при чем здесь период вращения Луны?
Зарегистрирован: 14.04.2005 Сообщения: 1278 Откуда: Россия
Добавлено: 26 Апр 2005 [10:31] Заголовок сообщения: Re: Лифт в Космос.
STALKER писал(а):
Лифт в Космос.
Концепция устройства Space Elevator, как пишет ВВС, проста: один конец кабеля прикручиваем к платформе в океане, а второй — к спутнику, болтающемуся в космосе на высоте 35 тысяч км. Вот на этом кабеле-тросе-трубе и будут подниматься грузы, да туристы.
.
Грузы - да, туристы - нет. Я думаю, что как только будет создана Лунная база, начнутся активные работы по созданию КЛ, и он будет внедрен в течение нескольких лет. Но американцы высадились на Луну еще в 1969 году Неужели нынешнее поколение совершенно лишено честолюбия и не может превзойти своих дедов
Зарегистрирован: 22.02.2005 Сообщения: 23 Откуда: Новосибирск
Добавлено: 27 Май 2005 [09:07] Заголовок сообщения: Re: Привет старым космо-волкам :)
RSR13a писал(а):
Идея лифта витает-витает , но без соединения в ткань углеродных трубок , вряд ли чего выйдет . Трубки есть , способы соединения разрабатываются , значит лифт будет лет через пятнадцать-двадцать.
Боюсь что как раз со способами соединения углеродных нано-трубок и будут большие проблемы. Конечно уже могут манипулировать нано-объектами, но соединять нано-трубки пока не научились. Не нашли того воздействия которое позволит соединить 2 углеродные нано-трубки в одну с теми же характеристиками прочности как и у целой нано-трубки. По моему мнению их сразу нужно делать длинной достаточной для создания КЛ. И тут не получиться сплести тросс или сплести ткань из нано-трубок, прочность будет не та которая нужна. Какой смысл от лифта который может поднять разве что себя? В крайнем случае дополнительно одного человека...
Когда появится способ создавать углеродные нано-трубки неограниченной длинны, вот тогда и станет возможным создание космического лифта. Хотя 15 лет назад то же самое говорили про кевлар....
Последний раз редактировалось: Vlad (28 Июн 2005 [00:43]), всего редактировалось 1 раз
а вы в курсе что в симуляторе космических полетов ORBITER - этот самый лифт уже есть?
заходите на http://orbiter.net.ru/addon.php и смотрите Space Elevator
Тут не обсуждали вопрос противовеса, а он интересен- лента должна весить тысячи тонн, она должна идти до геостей, так что в сторону Земли будет тянуть серьёзно. Нужно протянуть ленту ещё дальше и к концу прицепить что-то увесистое. У Кларка это астероид. Чо будут цеплять сейчас, в ближайшие 10-50 лет (вопрос для оптимистов)?
Тут не обсуждали вопрос противовеса, а он интересен- лента должна весить тысячи тонн, она должна идти до геостей, так что в сторону Земли будет тянуть серьёзно. Нужно протянуть ленту ещё дальше и к концу прицепить что-то увесистое. У Кларка это астероид. Чо будут цеплять сейчас, в ближайшие 10-50 лет (вопрос для оптимистов)?
Откуда эти "тысячи тонн"?
Скорее, тонны. Може, десятки тонн. Порядок массы ленты приблизительно равен порядку грузоподъемности.
Десятки тонн груза за раз для первого лифта - это более, чем достаточно, ИМХО, а ленты и\или пртивовес такой массы вполне можно вывести ракетами. Это более чем доступно. Ну, а имея рабочий лифт...
Скорее, тонны. Може, десятки тонн. Порядок массы ленты приблизительно равен порядку грузоподъемности.
Десятки тонн груза за раз для первого лифта - это более, чем достаточно, ИМХО, а ленты и\или пртивовес такой массы вполне можно вывести ракетами. Это более чем доступно. Ну, а имея рабочий лифт...
Это такой человеческий волосок, длиной 36000км. Ну ладно, чуть меньше миллиметра квадратного 1/10.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах