Список форумов Форум космопорта Форум космопорта
Космос и все, что с ним связано...
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Ионный двигатель
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум космопорта -> Техника
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
† kok †
Новичок


Зарегистрирован: 22.08.2005
Сообщения: 39
Откуда: Земля, Россия, Якутия, Айхал

СообщениеДобавлено: 04 Сен 2005 [18:54]    Заголовок сообщения: Ионный двигатель Ответить с цитатой

На максимальной мощности новейший ионный двигатель, установленный на космическом аппарате "Дип Спейс-1", обеспечивает тягу около 1/50 доли фунта (примерно 8 грамм). На Земле этой силы как раз хватило бы, чтобы удержать на весу газету. Однако питаемые от солнечных батарей ионные реактивные двигательные установки могут работать непрерывно. Для задач длительных космических полетов они, в конечном счете, подходят лучше, чем мощные, но работающие лишь короткое время и менее эффективных химические ракетные двигатели. На снимке "Дип Спейс-1" запечатлен в сборочном помещении, сложенная панель солнечной батареи покоится на круглом модуле ионного двигателя. Космический аппарат, оснащенный экспериментальным программным обеспечением для автономной работы, уже успешно продемонстрировал новую двигательную технологию, когда в июле 1999 года сблизился с астероидом 9969 Брайль. Познее, в ноябре того же года, аппарат едва не был потерян из-за отказа широкоугольной навигационной камеры. Но инженеры смогли перепрограммировать навигационную систему так, чтобы она использовала другую бортовую камеру, и 28 июня 2000 ионный двигатель вновь был включен. Теперь приключения "Дип Спейс-1" продолжаются. Вновь ориентируясь по звездам, он сегодня сближается с периодической кометой Борелли.
http://www.astronet.ru/db/msg/1199932

Начиная с января следующего года, после окончательной стабилизации на орбите, Smart-1 приступит к исследованию геологического строения естественного спутника Земли, используя научные приборы, установленные на борту. С помощью компактного рентгеновского спектрометра (Demonstration Compact Imaging X-Ray Spectrometer - D-CIXS) учёные надеются получить информацию о химическом составе лунной поверхности. Помимо всего прочего, это позволит установить, была ли Луна когда-то частью Земли.

Аппарат Smart-1 весит всего 370 кг. Немалую роль в уменьшении веса зонда сыграло использование новейшего ионного двигателя. В отличие от обычного реактивного двигателя на химическом топливе, вместо двух сжигаемых реагентов ионному двигателю нужен только один, в данном случае газ ксенон (Xe).

Электрический ток, получаемый с помощью солнечных батарей, ионизирует атомы ксенона; ионы, ускоряясь магнитным полем, "выдавливаются" через сопла. Движущая сила невелика, но в космосе позволяет добиться существенного ускорения, а главное, ионные двигатели способны работать значительно дольше традиционных химических ракет при использовании равного количества топлива.

Smart-1 - это первый космический аппарат, продемонстрировавший эффективность ионного двигателя.

Как сообщает Nature, на борту Smart-1 также установлена камера с высоким разрешением, с помощью которой учёные предполагают получить изображения участков поверхности Луны, наиболее подходящих для высадки автоматических зондов, а впоследствии и экспедиций с участием людей. Кроме того, с помощью инфракрасного спектрометра Smart-1 исследует южный полюс Луны, где, по предположениям учёных, может быть водяной лёд.
http://science.compulenta.ru/51815/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 06 Фев 2007 [00:09]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Боле-мене ознакомившись с устройством ионных двигателей, я понял, что они в принципе делаются неправильно. Ионный двигатель надо делать не в форме реактивного двигателя а в форме паруса. Наружная поверхность паруса представляет собой солнечную батарею. В этом случае можно будет достичь удельной тяги 2 Н/кг. Но это я прикидывал для дубовых материалов. Если же использовать суперсовременные материалы, то можно будет достичь удельной тяги 15 Н/кг и взлетать с Земли. Правда, аппарат придется предварительно либо выводить на высоту 100 км, либо использовать некоторые принципы из моего движка, а я пока его устройство держу в секрете.
Модель движка, к вашему сведению, успешно испытана. Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Kuasar
Администратор


Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1080
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 06 Фев 2007 [01:11]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А можно подробнее про ионник в форме паруса? Это как?
Как вы собираетесь в нем удерживать разгоняемые ионы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 07 Фев 2007 [00:04]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kuasar писал(а):
А можно подробнее про ионник в форме паруса? Это как?
Как вы собираетесь в нем удерживать разгоняемые ионы?

В том то и прикол, что ионы в парусе удерживать не надо. При парусной форме ионника потери на расхождение струи становятся настолько низки, что снижают тягу лишь в два раза. Зато мы избавляемся от ненужных фокусирующих тяжеленных причиндал, типа магнитных катушек. К тому же параболическая форма паруса сама по себе фокусирует пучок. То есть потери буду еще ниже.
А все остальное примерно как в обыкновенном ионнике. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Kuasar
Администратор


Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1080
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 07 Фев 2007 [01:20]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я все равно пока не понял как же это полетит. Два вопроса:
1) Откуда берем ионы
2) Как они взаимодействуют с парусом

И кстати, откуда вы взяли в ионнике тяжеленные магнитные катушки? И учли ли вы, насколько тяжелее конструкции современных ионников окажется ваш парус?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 08 Фев 2007 [00:56]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kuasar писал(а):
И кстати, откуда вы взяли в ионнике тяжеленные магнитные катушки? И учли ли вы, насколько тяжелее конструкции современных ионников окажется ваш парус?

Ну-ка-ну-ка расскажите, как в ионнике сопло защищается от разрушения ионами Question
Kuasar писал(а):
1) Откуда берем ионы
2) Как они взаимодействуют с парусом


Откуда берем ионы, описано в специальной литературе, с которй я ознакомился. Один из методов-газоразрядный. В лампе дневного освещения с лихвой хватает двухсот вольт для поддержки разряда. В действительности потребуется менее 40 вольт.
Теперь о взаимодействии с парусом. Весь парус положительно заряжен, но в центре всеж надо создать напряжение повыше. Таким образом положительно заряженные ионы будут отталкиваться. Поскольку электрон в тысячи десятки тысяч раз легче положительного иона, то кольцевой эмиттер электронов на периферии паруса для нейтрализации отработавшей плазмы можно расположить ниже луча расхожения потока ионов.
Рассмотрим парус диаметром 4 метра, то есть площадью около 12 кв. м. У обыкновенного мощного ионника длина сопла около метра. То есть сравните диаметр паруса и длину разгона и вы обнаружите, что процент работающих вхолостую ионов тем меньше, чем больше радиус паруса. В нашем случае около 25 процентов. К тому же в ионнике ионы разгоняются только в сопле 1 метр. А у нас разгон может продолжаться в сумме метра 2-3.
Да чуть не забыл. Рабочий газ подается через микроотверстия почти по всей поверхности паруса, за исключением десятка сантиметров на периферии, оставленных для фокусировки и дополнительной защиты эмиттера электронов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Kuasar
Администратор


Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1080
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 08 Фев 2007 [01:38]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О зщите: есть двигатели с анодными решетками, там эти решетки вообще ни как не защищены от ионов и со временем они разрушаются. Я, к сожалению, не знаком досканально с конструкцией современных ионных двигателей, но физические принципы понимаю хорошо. Поэтому ни о каких "сверхтяжелых" магнитных катушках там нет речи. Если и стоят катушки, то они точно не тяжелее баков, в которых храниться топливо.

Теперь о принципах работы. Где вы нашли ионник с "соплом" длинной 1 метр? Те двигатели, которые я видел (на фотографиях) имеют габариты в несколько сантиметров, при чем это были законченные конструкции - прикручивай питание, охлаждение и бак с топливом и все. И вообще, с чего вы взяли, что увеличение длинны разгона приведет к улучшению двигателя. При электростатическом взаимодействии скорость разгоняемой частицы НЕ ЗАВИСИТ от дистанции разгона, а зависит ТОЛЬКО от напряжения между анодом и катодом. 5 см или 1 метр - никакой разницы, если напряжение одинаковое.

Теперь по вашему паруснику. До сих пор не понятны: метод удержания большого заряда на парусе, метод электрической компенсации отработанных ионов, метод ионизации (коронный разряд в лампах дневного света тут не пришьешь, на мой взгляд).

НУ и я еще до сих пор не уверен, что конструкцию паруса удастся сделать такой же легкой, как и современный двигатель.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 08 Фев 2007 [22:58]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kuasar писал(а):
НУ и я еще до сих пор не уверен, что конструкцию паруса удастся сделать такой же легкой, как и современный двигатель.

Да я в общем-то еще сам себя далеко не убедил, что ионный парус сможет взлетать хотя бы с Луны. Но плотность тяги должна возрасти раз в сто, минимум.
Kuasar писал(а):
Где вы нашли ионник с "соплом" длинной 1 метр?

Да в общем-то есть у меня фотографии допотопных ионников. Наверное, такие больше не делают. Ведь делались ионники с тягой до 5 кг. Сейчас, наверное, ограничились тягой в граммы и судя по скромным сведениям конструкция приближается к ионному парусу. Мои точные сведения по ионникам, к сожалению, сильно устарели.
Kuasar писал(а):
О зщите: есть двигатели с анодными решетками, там эти решетки вообще ни как не защищены от ионов и со временем они разрушаются.

При плотности тяги 0.2 Н/кг достаточно, чтобы решетка протянула 6-10 часов. Если она дешевая, так выгодней ее заменить.
Kuasar писал(а):
Теперь по вашему паруснику. До сих пор не понятны: метод удержания большого заряда на парусе,

О каком большом заряде в говорите? При мощности солнечной батареи 400 вт с метра и скорости истечения 40 км/сек, тяга получится около 4 граммсилы с метра, а плотность ионизируемого газа около одного микрограмма на метр кубический - натуральный вакуум. В любом случае солнечная батарея-ионник будет во много раз легче, чем солнечные батаре отдельно, а ионники отдельно.
Kuasar писал(а):
До сих пор не понятны: ... метод электрической компенсации отработанных ионов, метод ионизации

Ну, я не такой большой спец по электротехнике, чтобы двигать по подобным вопросам умные идеи. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 18 Фев 2007 [00:25]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kuasar писал(а):
Я все равно пока не понял как же это полетит. Два вопроса:
1) Откуда берем ионы
2) Как они взаимодействуют с парусом


Вот как на мой взгляд будет вглядеть ионный парусник, способный взлетать с Луны, а может и с земной ракеты, запускаемой на высоту в 200 км.
1 - тончайший парус, заряженный положительно, по совместительству, с верхней стороны - солнечная бтарея.
2 - легчайшая электронно-лучевая трубка, но без вакуумирующей стеклянной оболочки. Поскольку электроны в ней разгоняютя во многие тысячи км/сек, а электрон в тысячу раз легче даже ядра водорода, то пока электрон успеет затормозиться, положительный ион успеет разогнаться до десятков км/сек. Плюс она будет фокусировать пучок ионов.
3 - ПН и РВ(рабочее вещество).
4 - магистрали для РВ и т.п.


Последний раз редактировалось: zenixt (18 Фев 2007 [23:41]), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Boo
Модератор


Зарегистрирован: 06.10.2006
Сообщения: 2160
Откуда: Донецк

СообщениеДобавлено: 18 Фев 2007 [09:58]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zenixt
Всё равно не понятно, при чём здесь парус. Как солнечная батарея - смысла не вижу. Тяжело получается.
И с ЭЛТ ситуация не совсем понятна.
Цитата:
пока электрон успеет затормозиться, положительный ион успеет разогнаться до десятков км/сек

Она должна разрывать атомы на ядра и на электроны? Каким образом?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 18 Фев 2007 [23:50]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Boo писал(а):
zenixt
Всё равно не понятно, при чём здесь парус. Как солнечная батарея - смысла не вижу. Тяжело получается.

Конечно-конечно, гораздо легче по массе тащить коммуникации от солнечной батареи к ЭРД. Mr. Green
В ионном парусе мы можем получить тягу до 0.4 ньютона с метра квадратного, а с квадратного метра солнечного паруса мы можем получить тягу всего 4.5 миллионных ньютона - 0.000045.
Цитата:
И с ЭЛТ ситуация не совсем понятна.

Положительно заряженные ионы, исходящие от паруса, нужно нейтрализовать, в данном случае электронами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Андрюша Мехедов!
Новичок


Зарегистрирован: 29.03.2007
Сообщения: 2

СообщениеДобавлено: 29 Мар 2007 [23:26]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zenix, ты как всегда жжошь!

>Боле-мене ознакомившись с устройством ионных двигателей, я >понял, что они в принципе делаются неправильно.

Как всегда гениальное вступление!

Кострукция имеет ряд очевидных недостатков, заметных даже на уровне школьной физики:

1. Парус будет оказывать такое большое сопротивление молекулярной атмосфере.

2. Парус не может "фокусировать"ионы, отражая их! Так как известно(не знаю насколько вам), чтозаряженные частицы ПРИТЯГИВАЮТСЯ к металличской поверхности. Похоже ты это понимаешь, поэтому предлагаешь "гениальный ваиант":


>Весь парус положительно заряжен, но в центре всеж надо создать >напряжение повыше. Таким образом положительно заряженные ионы >будут отталкиваться

УХАХА! Как ты себе представляешь "создание повышения напряжения"? Потенциал отсчитывается от бесконечности. Если даже на спутнике у тебя есть ЭДС, то можно создать разность потенциалов только между отдельными частями спутника. Но это значит, что ионы будут притягиваться не к двигателю, а к чему-то ещё на спутнике , что в принципе одно и то же. Чтобы создать "компенсирующую" разность потенциалов между спутником и беконечностью(куда должны лететь ионы в нормальом двигателе, а не в вашем), надо иметь ээквипотенциальный доступ к бесконечности, а по-простому заземление. Так что если делать вам больше нечего, то придумайте заземление спутника, а лучше выращивайте картошку и не парьтесь.

Эти эффекты видны СРАЗУ ЖЕ. И именно поэтому применяется система магнитной фокусировки. И кстатит система нейтрализации ионов на выходе из сопла-инче они просто питянутся обратно, а система, Увы, замкнута...(Тут плачут апологеты инерциоидов)

Так что учите матчасть, товарищи!

С приветом от Андрюшi Мехедова!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [06:53]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Андрюша Мехедов! писал(а):
1. Парус будет оказывать такое большое сопротивление молекулярной атмосфере.

Могу не трудиться на возражения, если вы даже не заметили не раз выраженной разными словами мысли - ионный парусник запускается только в вакууме.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [07:03]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kuasar писал(а):
Я все равно пока не понял как же это полетит. Два вопроса:
1) Откуда берем ионы
2) Как они взаимодействуют с парусом

Оттуда же, откуда и у всех ионников. Так же, как и у всех ионников.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Kuasar
Администратор


Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1080
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [08:47]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zenixt писал(а):
Андрюша Мехедов! писал(а):
1. Парус будет оказывать такое большое сопротивление молекулярной атмосфере.

Могу не трудиться на возражения, если вы даже не заметили не раз выраженной разными словами мысли - ионный парусник запускается только в вакууме.

Если этот пврус будет применяться на околоземной орбите, то там понятие вакуума весьма относительное. Торможение такой конструкции на орбитах высотой до 800-1000 км будет весьма существенным.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Kuasar
Администратор


Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1080
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [08:48]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zenixt писал(а):
Kuasar писал(а):
Я все равно пока не понял как же это полетит. Два вопроса:
1) Откуда берем ионы
2) Как они взаимодействуют с парусом

Оттуда же, откуда и у всех ионников. Так же, как и у всех ионников.

Я не понял... Мы сначала формируем и разгоняем ионы, а потом сталкиваем их с заряженым парусом? А зачем? Если гораздо проще будет построить какой-ньть линейный ускоритель ионов и не заморачиваться с парусом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [10:20]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kuasar писал(а):

Я не понял... Мы сначала формируем и разгоняем ионы, а потом сталкиваем их с заряженым парусом? А зачем? Если гораздо проще будет построить какой-ньть линейный ускоритель ионов и не заморачиваться с парусом.

Вот цитата из книги.
Цитата:
Между тем известны методы ионизации, обладающие указанным выше достоинством дуги, но без ее недостатков, - это методы газового разряда...
В источниках с газовым разрядом может быть использован либо холодный, либо горячий катод - эмиттер электронов,

В моем случае роль холодного катода выполняет фольговая поверхность паруса, а роль анода, наложенная на него с зазором в миллиметр волосковая решетка, заряженная положительно.
Но, как пишется далее в книге, образовавшиеся ионы оказываются заперты между "поверхностями". В результате плотность плазмы растет и резко падают ее характеристики. Далее в книге приводятся довольно громоздкие методы извлечения плазмы из этой "камеры". Но книжка оч. старая, может уже придумали что-нибудь.
А я бы не заморачивался. Создал бы на аноде потенциал в два раза выше, чем на катоде и что вытечет из центров ячеек решетки, того и достаточно. Далее, поскольку электрические поля анода и катода нскомпенсированы, вытекшая положительно заряженная плазма ускоряется отталкиванием от анода.
Или я сильно не прав?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Kuasar
Администратор


Зарегистрирован: 15.02.2005
Сообщения: 1080
Откуда: Минск

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [10:33]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень сильно не прав...

Взять хотя бы эту фразу:
Цитата:
Создал бы на аноде потенциал в два раза выше, чем на катоде

Чтобы это сделать, как минимум нужен будет второй катод, потенциал сам по себе не бывает Smile

К тому же, в любой низкотемпературной плазме всегда есть нейтральные частицы. Удержить их можно только какими-то стенками. В газоразрядных лампах разряд идет в замкнутом пространстве. Вы же пытаетесь этот принцип всунуть в открытую систему в вакууме. Газ просто рассеется.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
zenixt
Ветеран


Зарегистрирован: 14.04.2005
Сообщения: 1278
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [10:48]    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Kuasar писал(а):
Чтобы это сделать, как минимум нужен будет второй катод, потенциал сам по себе не бывает Smile

К тому же, в любой низкотемпературной плазме всегда есть нейтральные частицы. Удержить их можно только какими-то стенками. В газоразрядных лампах разряд идет в замкнутом пространстве. Вы же пытаетесь этот принцип всунуть в открытую систему в вакууме. Газ просто рассеется.

Это как раз не возражения. Второй катод в виде центральной ЭЛТ уже оговорен выше.
А второй проблемы в книге ваще не существует. Газ просто не успеет рассасываться поскольку процесс разряда имеет скорость более чем на порядок выше скорости самых быстрых молекул газа.
Существует только проблема извлечения ионов из пространства между электродами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
kromwell
Новичок


Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 33
Откуда: oil&gas

СообщениеДобавлено: 30 Мар 2007 [13:57]    Заголовок сообщения: Здорово Ответить с цитатой

Это выходит так:
есть вектор напряженности поля (без разницы сколько электродов)
в эту напряженность мы выкидываем порцию газа которая ионизируясь разделяется на две части и движется каждая в свою сторону. И умирает на электродах Smile

В этом поддерживаю Мехедова - такому спутнику нужно заземление. Без вариантов

вот интересно что бы сказал Татарин
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Форум космопорта -> Техника Часовой пояс: GMT + 2
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах